Основное руководство по составлению бюджета корпоративного фильма, с бесплатным шаблоном сметы для тендера

Разберем как составить бюджет корпоративного фильма, для подготовки тендера.

Составление бюджета корпоративного фильма, является важной частью процесса кинопроизводства. Любой, кто задумавается о создании фильма о компании, должен знать, как составить бюджет фильма. Вы удивитесь,  но есть профессиональное программное обеспечение для создания бюджета корпоративного фильма, такое как Movie Magic Budgeting, Showbiz Budgeting и EP Budgeting, но стоимость использования  его единоразово не выгодно, оно в основном используется студиями и кино-компаниями для ежедневной работы по составлению смет. Мы создали бесплатный шаблон бюджета корпоративного фильма с которым вам удобно  будет работать.
Наша таблица бюджета фильма соответствует стандартной структуре структуры фильма.

 

Итак, у вас есть шаблон производственного бюджета корпоративного фильма. Прежде чем мы углубимся в первые шаги по составлению производственного бюджета и составлению разбивки бюджета фильма, давайте сразу перейдем к основам составления бюджета фильма.

Какие этапы у моего бюджетирования фильма?

Составление бюджета корпоративного фильма обычно происходит в два этапа. Предварительный  бюджет фильма создается для привлечения финансирования, выбора  подрядчика и обычно не детализируется и не расширяется. Часто он предоставляет только верхнюю ведомость (TS), в которой подводятся итоги счетов и указаны потенциальные затраты.

Этапы бюджетирования корпоративного фильма

Уточненный бюджет фильма должен формироваться после обеспечения финансирования, но как мы знаем в Российских реалиях и на Российских тендерах, все происходит по-другому.
Продюсер всегда вынужден балансировать между конкурентной стоимостью и возможными перерасходами!
Что зачастую влияет на финальное качество.
Чтобы обеспечить гарантированное качество корпоративного фильма, необходимо закладывать к первоначальной (предварительной) стоимости +20% на уточнения прайсов, на инфляцию, на сценарные изменения и т.д. И это не способ заработать больше, это способ сделать свой проект именно таким, каким он должен быть, не урезая количество персонала и как итог, сохранить качество продукта.

Мы не раз сталкивались с тем, что в ходе реализации долгосрочных проектов, которые шли по 6-8 месяцев, цены на аренду локаций, на аренду оборудования, накладные расходы росли из-за роста курса доллара! Вы же помните резкий скачек доллара, почти  до 100р? Все эти изменения, так или иначе  ложатся на  клиента,  и грамотная продакшн-компания предупредит клиента о возможном росте цены в ходе реализации. Предусмотрит этот рост обязательно в смете.
На рынке есть много подрядчиков, кто рискует и не закладывает эти суммы в надежде выиграть тендер по цене! Мы не работаем с компаниями, которые выбирают подрядчика только по цене… Увы это приводит  всегда к затягиванию сроков, ухудшению качества, зачастую невозможности завершить начатое. И всегда, это приводит к головной боли для клиента и для подрядчика. Мы ценим наших клиентов, их спокойствие и не играем в эти игры.
Уточненные цифры сметы, всегда считаются после создания детализированного сценария. Все конечно умеют считать воздух, и многие преуспели в этом, благодаря многолетнему опыту работы с компаниями, но это не правильный путь…

Распределение бюджета корпоративного фильма

Как не бывает двух одинаковых снежинок, так и не бывает двух одинаковых бюджетов корпоративных фильмов.
Большинство бюджетов фильмов разделяют на эти четыре категории, и вы также найдете их в нашем бесплатном шаблоне бюджета фильма (мы его высылаем клиентам по запросу).

Счета и суб.счета с разбивкой бюджета фильма охватывают следующие четыре категории:

ATL – (так называемый “Над линией”)

В эту категорию входят затраты на R&D, Креатив и команду,  участвующую на этапе разработки.
В эту категорию включены сценаристы, продюсеры, режиссер и арт-директора.
Вся подготовка к съемкам и командировки для этих целей, также учитываются в этой части бюджета кинопроизводства.

BTL – ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ (Ниже линии)

Производственный бюджет содержит большую часть общих счетов. В этой категории учитываются все предпроизводственные и производственные затраты, оборудование и рабочая рабочая сила BTL (ниже линии).

В этой категории можно управлять практически всем: локациями, разрешениями, логистикой, камерами, оборудованием светового департамента  и т. д.

ПОСТ-ПРОДАКШН (Ниже линии)

Категория постпродакшн включает в себя все, что связано с процессом постпродакшена. Все затраты на помещения, оборудование, услуги и рабочую силу следует учитывать в этой категории.

Смета корпоративного фильма

Фрагмент позиций сметы корпоративного фильма

Другие расходы (прочие).

Эта категория является всеобъемлющей и включает расходы, связанные с рекламой и распространением проекта (если у вас по договору предусмотрено продвижение вашего корпоративного фильма в социальных сетях, отраслевых СМИ и т.д).

Обязательно включите производственное страхование, если съемки у вас запланированы  с выездом в другие регионы и сопряжены с возможным риском на производстве!

Прогнозируйте возможные трудности при создании  фильма

Оптимизм — это здорово, но вы должны быть готовы ко всему, что может пойти не так. Актеры болеют, съемочная группа травмируется, локации отваливаются, погода подводит, вещи ломаются, повреждаются и теряются.
Если вы не учли должным образом эти ошибки, вы можете поставить проект под угрозу.
Если у вас есть план B и С, проблем не будет. У опытных подрядчиков всегда есть в смете лишний микрофон, лишние провода и бэкап по свету, это  не плохо, а даже хорошо! Значит они заботятся о вас и о вашем фильме, потому что из-за пары  тысяч рублей может пострадать проект стоимостью несколько миллионов и все мероприятие к которому он делается, а это уже десятки и сотни миллионов рублей…

Дни подготовки перед съемкой

 

Подготовительные дни — это дни вне съемок, когда ваша съемочная группа работает над тем, чтобы быть готовой к съемкам . Мы отметили это в нашем шаблоне производственного бюджета.

Например, операторам и гаферу, требуется как минимум 1 день перед съемкой для подготовки. Производственному проектированию , креативному отделу и другим, требуется больше времени для подготовки,  это определено конкретным проектом.

Некоторые должности и отделы приносят с собой на работу свое собственное оборудование, расходные материалы и взимают с производства плату за использование своего личного снаряжения (комплекта). Стоимость комплекта может быть
рассчитана по дням или неделям. Стоимость варьируется в зависимости от оборудования и проекта.

Примеры должностей, на которых может потребоваться оплата комплекта: визажист, гример, осветители и т.д.

 Allowance for OT (Переработки на съемках)

Сверхурочные часы (OT) оплачиваются в двойном размере после 12 часов, и если они не предусмотрены в бюджете, это может привести к большим перерасходам. Для тендеров мы стараемся максимально точно рассчитать все, чтобы избежать переработок, но иногда, заложить такие часы, даже выгодно.

Сверхурочные часы на работе обычно обходятся дешевле, чем добавление еще одного съемочного дня, и именно поэтому мы обычно стараемся сделать это. Представьте себе ситуацию, когда из-за долгих перестановок, согласований работы – например в цеху или на территории требующей особого  допуска съемка затягивается и группа не успевает уложиться в 12 часовой день, а осталось снять допустим 3-5 планов… Собирать всю группу на целый, новый день, это гораздо сложнее и дороже, чем оплатить доп. часы переработки.

Всегда включайте в свой бюджет сумму на переработки ОТ, даже если считаете, что она вам не понадобится. Вы всегда можете найти то место, чтобы перераспределить бюджет, если он не используется…

 

 

Реквизит и оборудование. Дополнительный дни.

Составьте план дней, в которые вы будете забирать реквизит и оборудование.

Дни приема оборудования и реквизита,  костюмов, происходят после запланированных съемочных дней, Всегда аренда техники закладывается + 1 смена, если проект снимается без выездов в другие регионы. Если необходим вылет, выезд, закладывается доп. смены на оборудование, костюмы и реквизит.

Непредвиденные расходы

Сумма непредвиденных расходов представляет собой финансовую поддержку, специально отведенную для решения неизвестных проблем. А поверьте, такие проблемы возникают!  Например  при съемки корпоративного  мероприятия столкнулись 2-а квадрокоптера и оба вышли  из строя! Необходимые кадры нужно было  доснять, и был вызван подменный аппарат, бюджет на который был заложен в дополнительных  расходах,  все кадры которые были нужны были сняты.

10 % непредвиденных расходов — это конечно солидная сумма для любого проекта, особенно если вы добавили другие категории и учли убытки и ущерб (L&D) в нескольких отделах. Но это необходимые цифры,  которые вам помогут  в 70% случаев на производстве. Ваш проект будет защищен,  а это самое важное!

В мире “бюджетов” корпоративных  фильмов потеря и повреждение (L&D) охватывают оборудование, которое было утеряно, украдено или повреждено. Как я описал выше ситуацию с дроном, такое случается.

Лучше всего использовать в бюджете сумму франшизы из вашего полиса производственного страхования.
Вам придется оплатить франшизу, если речь идет о дорогостоящем оборудовании. Помните, что при выполнении одного задания может произойти несколько «сбоев» в разных категориях или поставщиках, так что будьте готовы.
Так же мы рекомендуем с оборудованием всегда брать техника от прокатной компании, который следит за оборудованием и дает его в руки специалистов только на момент непосредственной съемки, это позволяет минимизировать риски! Особенно, когда на съемках очень много единиц разной техники, за всем уследить невозможно, у нас в начале нашего пути, на проектах пропадали рации, какие-то комплектующие, и мы решили этот вопрос дополнительными людьми, отвечающими за свое оборудование.

Опыт — лучший учитель, найдите наставника и управляйте своим бюджетом с его помощью.

Бюджет корпоративного фильма не простое дело особенно, когда их несколько и нужно подготовить несколько детальных смет к тендеру. Необходимо учитывать множество переменных. Этому невозможно быстро научить или полностью осветить в одной статье. Это всего лишь отправная точка. Проекты сильно различаются, поэтому ни один бюджет не может учесть все все. Положитесь на профессионалов, которые помогут вам сделать все как нужно!

Если вам нужен совет или помощь в создании детальной сметы на ваше видео или консультация по  этому вопросу, пишите смело мне напрямую, я обязательно помогу и поделюсь своими знаниями, накопленными за более чем 15 лет!
Юрий Стрелюхин – Генеральный продюсер и основатель Play Big Productions.
y.strelyukhin@play-big.ru